Онлайн-голосование в Украине: реально ли внедрить?

Глеб Сегида, управляющий партнер Pravovest Law Firm для Mind.ua

На проведение выборов президента и парламента в 2019 году государство Украина потратит почти 5 млрд гривен. Это деньги на печать бюллетеней, оплата труда сотрудников избирательных комиссий, аренда помещений для размещения избирательных участков, ведение реестра избирателей и т.д. При этом на подведение итогов у ЦВК ушло более недели, хотя электронные протоколы были получены уже через пару дней после голосования. Так может нам стоит идти в ногу со временем и переходить на электронное голосование?

Учитывая достаточно активное движение и уже реализованые инициативы Министерства юстиции по открытию доступа к электронным реестрам — Интернет-голосование в Украине достаточно реально.

Я уверен, что если люди совершают операции по покупке-продажи недвижимости и корпоративных прав в электронной форме, получая на руки просто бумажку со справкой из реестра, то и голосовать на выборах в онлайн-режиме они будут готовы. Все-таки отдать десятки тысяч долларов за права на квартиру в электронном реестре намного более ответственный шаг, чем поставить галочку в форме для голосования.

В пользу готовности людей и своевременности онлайн-голосования говорят и цифры Национального банка. За 2018 год украинцы совершили безналичных операций по своим банковским картам на сумму почти 1,3 млрд гривен. На расчеты «бумажками» пришлось почти 1,6 млрд гривен. То есть расчетами оцифрованными гривнами мы пользуемся уже почти также активно, как и физическими купюрами.

Украинские города переходят на электронные билеты для оплаты проезда в общественном транспорте.

Более 100 тысяч жителей Украины заняты в ІТ-отрасли и выпускают продукты и оказывают услуги для заказчиков со всего мира.

Так почему, имея такие исходные данные, в Украине не ведется активно дискуссия о переходе к онлайн-голосованию?

Юридический вопрос

В январе 2018 года Кабмин одобрил Концепцию развития цифровой экономики и общества Украины на 2018-2020 годы. Среди прочего, в документе упоминается и электронное голосование.

Также нормы о системах электронного голосования есть и в новом Избирательном кодексе. Впрочем, перспектив принятия этого кодекса в 2019 году пока немного.

По мнению экспертов, затягивание принятия этого кодекса происходит не только из-за положений о полностью пропорциональной системе с открытыми списками на парламентских выборах, но и из-за снижения возможностей фальсификации выборов, в том числе, благодаря электронному формату голосования и подсчета.

Если рассматривать мировой опыт, то форматов электронного голосования может быть несколько.

Полностью «удаленный» вариант, когда человек голосует со своего персонального компьютера.

Голосование через «логин-пароль» в специальных электронных терминалах на избирательных участках. Также голосование на участке, но избирателю вместо бюллетеня выдается бланк со штрих-кодом, отсканировав который в электронном терминале, человек голосует за своего кандидата.

И это смешанные варианты выше перечисленных форматов и сегодняшнего формата «офлайн-выборов». Например, можно голосовать из дому, и по штрих-коду на участке.

На самом деле, в Украине уже внедрены элементы онлайн-голосования: протоколы избирательных комиссий подаются и онлайн и в формате бланков с печатью, а реестр избирателей ведется в электронном виде.

Различные варианты электронного голосования существуют уже в достаточно большом числе стран – среди них США, Бразилия, Швейцария, Эстония, Бельгия, Великобритания, Франция, Филиппины, Индия, Нидерланды, Португалия, Панама, Пакистан, Россия.

Впрочем, среди них недавно еще была Канада, которая свернула такой эксперимент.

Также среди них могла быть Германия, однако Федеральный конституционный суд запретил онлайн-голосование, поскольку посчитал, что такая система не гарантирует достаточной степени прозрачности.

В Швейцарии электронное голосование было запущено в пилотном режиме в 8 кантонах и на зарубежных избирательных участках, и правительство планирует расширить этот опыт на всю страну.

В Бразилии так голосуют уже с 1996 года, а для повышения явки, электронные терминалы для голосования установлены даже на вокзалах и остановках общественного транспорта.

В Эстонии, которая часто приводится как эталонная страна в плане внедрения цифровых услуг, перешла на электронное голосование в 2007 году. Идентификация избирателя происходит с помощью ID-карты. Если человек имеет устройство для ее считывания дома, то может голосовать не выходя из своей квартиры. Сам считыватель можно свободно купить, он стоит несколько долларов. Позже голосовать стало возможно и с использованием системы MobilID.

Примеры таких разных стран показали, что у них не произошло роста фальсификаций или продажи своего голоса, также как и взломов системы хакерами.

Украинцы уже могут дистанционно открывать банковские счета, заказывать административные услуги, с помощью электронной подписи визировать бизнес-контракты, тысячи регистраторов имеют права доступа в государственные реестры прав собственности через которые можно оформить корпоративные права и права на недвижимость.

Паспорт нового образца выполнен в виде карты с чипом – вот готовый инструмент для онлайн-голосования. Как и в Эстонии, у нас работают системы Mobile ID и Bank ID.

Поэтому всем избирателям можно создать электронные подписи, с помощью которых они смогут голосовать с домашнего компьютера или если его не имеют, через устройства на участках для голосования (человек будет получать не бумажный бюллетень, а подходить к устройству со своей электронной подписью, или бумажкой со штрих-кодом).

И проголосовать дважды уже не получиться, как и использовать для голосования чужой бюллетень. Как и бюллетени с голосами за некоторых кандидатов случайно не окажутся испорченными.

Да и самим гражданам станет удобнее голосовать, что может повысить явку, а, значит, и легитимность выборов.

Экономический вопрос

165 млн гривен в 2019 году ушло на печать бюллетеней.

Терминал, который используется в заведениях общепита, или же в форме уличного терминала для пополнения счета стоит 15-20 тысяч гривен.

Таким образом, вместо печати бюллетеней под одни выборы, можно закупить 8 250 терминалов для электронного голосования.

Избирательных участков на президентских выборах было 32 122. Таким образом, просто отказ от печати бюллетеней на одних общенациональных выборах позволяет оборудовать хотя бы одним терминалом более четверти избирательных участков.

А также это экономия на зарплате работников комиссий, которых станет нужно намного меньше. И затраты на хранение бюллетеней в течение пяти лет, так как это документы строгой отчетности.

Поэтому на первом этапе затраты на организацию электронных выборов превысят затраты на организацию выборов в сегодняшнем формате. Однако уже очень скоро государство начнет экономить.

Дополнительно к этому, «поголовная» диджитализация общества даст значительный толчок к развитию экономики страны. Еще больше людей начнет использовать онлайн-каналы для заказа административных услуг, заключения договоров и т.д.

Реалии

Однако в реалиях Украины — наше общество к этому не готово. Так же как депутаты передают свои электронные карточки для голосования в парламенте, так и простые граждане будут продавать свои электронные подписи. Уже сейчас вижу объявление в соцсетях и форумах «продаю / покупаю носитель с электронной подписью». Особенно в сельских районах, где до сих пор местами нет Интернета, и люди охотно оформят электронную подпись и сразу отдадут его в пользование другому человеку за несколько сотен гривен.

Этот момент решается внедрением только формата с терминалами на избирательных участках и необходимости подтверждать свою личность членам комиссии.

Независимо от внедрения электронного голосования, Украине надо вводить реальные механизмы противодействию и наказанию за подкуп избирателей. Пример этого года, когда в «сетках» оказались миллионы человек, очень показателен. А за выборы 2004 года, которые даже судом были признаны сфальсифицированными, так никто и не понес наказание.

Переход на электронное голосование должен быть постепенным и его можно разбить на несколько этапов, провести пилотный проект и образовательную кампанию для населения.

Юридически и технически все может быть реализовано в Украине. Будет не трудно сделать пилотный проект на выборах в каком-то городе или ОТГ.

Пример Эстонии, где в 2005 году на местных выборах через Интернет проголосовали только около 8% избирателей, а в 2019 году на парламентских выборах из дому проголосовали уже 44%.

Впрочем, перед переходом на онлайн-голосование не помешает хотя бы провести перепись населения и провести ревизию реестра избирателей Украины. Ведь по данным ЦВК в Украине 34,6 млн избирателей без отметки «выбыл». А вот по данным исследователей, на основе потребления электроэнергии, хлеба и муки, в Украине реально проживает от 24 до 35 млн человек (официальные данные – 42 млн). То есть количество избирателей может быть 20-29 млн человек.

TOP
sitemap
Структура сайта